Тема урока: Информация и знания. Восприятия информации человеком.
Тип урока: Обучающий.
Цель урока:
ü Сформировать понятие «сообщение – знание - информация»;
ü Обобщить представление о классификациях знаний;
ü Различать информативность сообщений;
ü Рассказать о восприятии информации человеком;
Оборудование:
ü Компьютер (с проектором);
ü Плакаты: восприятие информации, формы представления информации;
ü Презентация;
ü Записи звуков;
Задачи:
ü формировать умения планировать свою деятельность;
ü Формировать знания учащихся по теме: «Информация и знания», «Восприятия информации человеком»;
ü Содействовать формированию у школьников образовательного мышления;
ü Развить навыки анализа;
Ход урока
Презентация
I Организационный момент
На доске первый слайд мультимедийной презентации с темой урока.
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы познакомимся с замечательной наукой – информатикой. Но сначала давайте познакомимся. Меня зовут Екатерина Александровна. Мы находимся в кабинете, который, я надеюсь, станет для вас любимым, и вы будите приходить сюда не только на уроки, но и во внеурочное время.
II Основная часть урока.
- Объяснение нового материала
Объяснение нового материала происходит в форме эвристической беседы с одновременным показом мультимедийной презентации на экране (Приложение 1)
Учитель: что вы понимаете под словом информация?
Ответ: учащиеся перечисляют: новости, сведения, новые знания и т.п.
Учитель: Давайте посмотрим на схему, и дадим определения.
Учитель: что такое сообщение?
Ответ: Сообщение содержит информацию, которую принимает человек. Учитель: что такое знание?
Ответ: Знания –результат процесса познания действительности; отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Учитель: Информация?
Ответ: Информация - это сведения о чем - либо независимо от формы их представлений.
Учитель: Давайте рассмотрим классификацию знаний. 1 группа начинается со слов «Я знаю, что ….», декларативная («декларация», что значит «утверждение»). К этой группе относятся знания об определенных явления.
Ответ: земной год, затмение
Учитель: Событиях
Ответ: Пушкин родился в 1799 году; Вторая мировая война 1939-1945 год
Учитель: Свойствах объекта;
Ответ: Байкал – самое большое озеро; Сатурн вторая планета солнечной системы);
Учитель: Зависимостях;
Ответ: формула Пифагора;
Учитель: 2 группа «Я знаю, как ….», процедурные. Они определяют действие для достижение какой – либо цели
Ответ: вырастить помидоры, победить в марафоне, вычислить дробь.
Учитель: Сообщения: устной речи, текст, прочитанная книга, газета, кадры хроники, новости по телевизору и т. п.
Учитель: информативные?
Ответ: Сообщения которые пополняют наши знания.
Учитель: А которые не пополняют знания принимающего человека.
Ответ: неинформативными.
Учитель: Слушая речь человека на китайском языке, выы не пополните своих знаний.
Ответ: неинформативная сообщение.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать?
Ответ: сообщение информативно, если оно понятно принимающему человеку. Чтобы быть информативным, сообщение должно содержать новые сведения для принимающего человека. И тогда каждое сообщение будит понятным, а значит будит нести информацию для человека.
Учитель: Москва – столица России. Дважды два – четыре.
Ответ: неинформативные.
Учитель: Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств. Назовите их?
Ответ: глаза, уши, нос, тело, кожа, язык.
Учитель: А какая информация?
Учитель: давайте запишем виды информации по способу восприятия?
Ответ: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.
Учитель: информация по форме представления?
Ответ: устная речь (общение людей между собой и обменивается информацией), письменность (буквы, цифры, знаки препинания), звуковая (музыка, фильмы и т.д.)
Учитель: идеографическая (один символ имеет несколько значений), пиктографическая (пиктограммы – это рисунок который показывает понятие).
Учитель: существуют виды языков. Естественные и формальные.
Учитель: Естественные?
Ответ: языки народов мира.
Учитель: Формальные?
Ответ: обозначения.
Учитель: языки какой-нибудь профессии или предметной области.
Ответ: обозначение чисел, разных знаков и символов, обозначение цветов и. д.
Актуализация знаний
Давайте подведем итог и ответим на вопросы:
ü Что такое информация;
ü Откуда человек получат информацию;
ü Виды информации;
ü Звуки мы видим или слышим?
ü Какие звуки можно услышать на улице?
ü Какие органы чувств вы знаете?
ü Какую информацию они несут?
ü Что такое формы представления информации?
Итог урока:
- что нового мы узнали про информацию?
- какие знания бывают?
- что может нести сообщение?
- виды сообщений?
- какие виды языков вы знаете?
Домашнее задание: §1,2 вопросы устно, задания письменно.
Спасибо за урок!
Тема: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ