учитель информатики в МАОУ гимназии № 5 г. Новороссийска

учитель информатики в МАОУ гимназии № 5 г. Новороссийска

Управление и Кибернетика

Цели урока:
  • систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о данной теме;
  • стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора;
  • воспитание у учащихся самостоятельности при проектной форме обучения, создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
  • развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.
Задачи урока:
  • воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;
  • учебная – обобщение, систематизация, углубление знаний;
  • развивающая – развитие памяти, логического мышления, приёмов умственной деятельности.
1. Основные понятия «Кибернетики и управления»:
*      Возникновение кибернетики (доклад Норберт Винер)
Главные данные: 1948г. Вышла его первая книга «Управление и связь в животном и в машине». 1948г. Это время научного направления совпало с появление первой  ЭВМ.
*      Управление есть целенаправленное воздействия одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые.
Примеры: человек и телевизор, хозяин и собака, светофор и автомобиль.
Из примеров можно сказать: человек нажимает на кнопку; хозяин голосом падает команды; светофор разными цветами управляет движением автомобилей и пешеходами.
*      С кибернетической точки зрения все варианты управляющих воздействий следует рассматривать как управляющую информацию, передаваемую  в форме команд.
Увеличить/уменьшить громкость канала, команда «Сидеть!», «красный» - «стоять».
*      Последовательность команд по управлению объектом, выполнение которой приводит к достижению заранее поставленной цели, называется Алгоритмом управления. В таком случае объект управления можно называть исполнителем управляющего алгоритма (найти интересную передачу по телевизору, выполнить задание хозяина, благо).
*      С точки зрения кибернетики взаимодействие между управляющим и управляемым объектами рассматривается как информационный процесс.
2. Управление с обратной связью:
*      Линейный алгоитм это последовательный алгоритм.
Обратная связь – это процесс передачи информации о состоянии объекта управления управляющему объекту.
Без учета обратной связи алгоритм управления может быть только линейным, при наличии обратной связи, алгоритм может иметь сложную структуру, содержащие ветвление и циклы.
Системы, в которых роль управляющего объекта выполняет компьютер, называется автоматическими системами с программным управлением.
3. Определение и свойства алгоритма:
*      Происхождение: слово «алгоритм» происхождение от математика с востока Мухаммед ибн Мусы аль-Хорезми (787-850) доклад устно.
*      Исполнитель алгоритма – это тот объект, для управления которым составлен алгоритм.
*      Алгоритмический язык (АЯ) – система обозначений учебного исполнителя для выполнения задачи.
*      Свойства алгоритма:
Дискретность – процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельно выполняемых шагов.
Система команд исполнителя – перечень команд, которые он может выполнить.
Понятность – алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в систему команд исполнителя.
Точность – каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя.
Конечность - исполнение алгоритма должно завершиться через конечное число шагов.
Задача всегда формулируется так: дана исходная информация, требуется какой – то результат.
Дано: катеты, а=3,в=4;
Найти: гипотенузу;
Алгоритм решения задачи:
Алг Гипотенуза
Нач
1.       Возвести а в квадрат.
2.       Возвести «в»  в квадрат.
3.       Сложить полученный результат действий 1 и 2.
4.       Вычислить квадратный корень результата действия 3. И принять его значение за «с».
Кон
Только имея полный набор данных можно точно решить задачу.
*      Определение:
Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходный данных к искомому результату.
Выполнение алгоритма исполнителем производиться формально.
Программа – это алгоритм записанный на языке исполнителя.
Программа от алгоритма может отличаться по форме, но не содержанию.